Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Выключить картинки
Картинки сайта: Выкл
О пользе артикуляционной гимнастики
Версия для слабовидящих

postheadericon О пользе артикуляционной гимнастики

Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.
А вот зачем язык тренировать? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнят тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, где находится язык. При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Заниматься нужно в игровой непринужденной форме по 5-7 минут в день (желательно ежедневно)
Статические упражнения.
1. «Улыбочка».
Цель. Развивать круговые мышцы губ.
Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 с.
2. «Трубочка».
Цель. Та же.
Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении 10-15 с.
3. «Хоботок».
Цель. Развивать подвижность губ.
Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. 10 с.
4. «Лопаточка».
Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.
Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
5. «Иголочка».
Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении.
Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать на счет 1-10.
6. «Горка».
Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка.
Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать на счет
1-10.

7. «Дудочка».
Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.
Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнить 3-4 раза по 5-7 секунд.
8. «Парус».
Цель. Развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки (альвеолы), спинку языка немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет 1-10. Выполнять 2-3 раза.
9. «Чашечка».
Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать на счет 1-10. Выполнять 3-4 раза.
10. «Заборчик».
Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ.
Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнить 5-6 раз по 10-15 секунд.
Динамические упражнения.
11. «Утиный клювик». Развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую.
Губы сложены трубочкой. Щеки втянуты, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.
12. «Шторки».
Цель. Та же.
Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.
13. «Лошадка».
Цель. Учить растягивать подъязычную связку языка.
Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно-быстрее-очень быстро). Выполнять 10-15 раз.
14. «Грибок».
Цель. Та же.
Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.

15. «Маляр».
Цель. Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.
Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до увули (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.

16. «Барабан».
Цель. Разрабатывать подвижность кончика языка.
Широко открыть рот. Языком с силой ударять по альвеолам (бугоркам за верхними зубами). При этом ребенок произносит звук «Д»: Д-Д-Д-Д-Д-Д. (15-20 с.)
17. «Утюжок».
Цель. Та же.
Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад-вперед. Выполнять 20-25 раз.
18. «Прогони комарика».
Цель. Учить вызывать самостоятельное дрожание кончика языка под действием сильной воздушной струи.
Верхняя и нижняя губы соприкасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.
19. «Покусывание кончика языка».
Цель. Активизировать мышцы кончика языка.
Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.
20. «Качели».
Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка: отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх — вниз).
Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-20 раз.

21. «Катание шарика».
Цель. Укреплять боковые мышцы языка.
Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять.
22. «Часики».
Цель. Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа-налево).
Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. время выполнения – 20 с.

23. «Мясорубка».
Цель. Отрабатывать позиции «тонкий и широкий язык» с механической помощью (зубы).
Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.
24. «Прятки».
Цель. Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.
Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.
25. «Вкусное варенье».
Цель. Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.
Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.
26. «Змейка».
Цель. Развивать боковые мышцы языка.
Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать в глубь рта. Движения производятся в медленном темпе, выполнять 5-6 раз.
27. «Настроение».
Цель. Вырабатывать подвижность губ.
Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).
Приложение.
1. Отработка звуков «С» и «З» — упражнения 1,4,7,10,12,23,24,27.
2. Отработка звука «Ц» — упражнения 1,4,6,7,23,24,27.
3. Отработка звуков «Ш» и «Ж» — упражнения 2,3,9,11,13-16, 20, 21, 23,25-27.
4. Отработка звука «Щ» — упражнения 1-4,9,12,13,15-17,20,23,25-27.
5. Отработка звука «Ч» — упражнения 2,4,9,15-17,25.
6. Отработка звука «Р» — упражнения 1,2,8,9,13-20,27.
7. Отработка звука «Л» — упражнения 1,2,5,8,13,19-22,26,27.
8. Отработка звуков «К» и «Г» — упражнения 1,6,24,27.

Главный совет: будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у Вас все получится.
Успехов Вам!

Оставить комментарий

Секс шоп Купить мед. справки